Лощение – довольно старый, но по-прежнему актуальный способ декора керамики. Он предполагает натирку изделия целиком или некоторых его участков гладким предметом до зеркального блеска. Чаще всего для этих целей используются ложки из стали, камни-голыши, инструменты из прочного стекла.
Гладкие предметы, используемые для полировки, также подходят для создания простых узоров вроде пересекающихся прямых или волнистых линий. Блеск дополнительно усилится после обжига. Перед началом лощения керамическое изделие должно быть хорошо высушено. Что это значит? Глина должна утратить первоначальную пластичность, но не затвердеть полностью.
Особенности техники
Лощение нужно делать, пока глина не высохла. Если изделие рельефное, вылащивать нужно будет только его выпуклые части – это позволит достичь максимально яркого контраста с общим матовым фоном.
Лощение решает декоративные и функциональные задачи. Оно способствует уплотнению верхнего слоя глины – тот становится прочным, снижается показатель его влагопроницаемости. Еще красивее выглядит лощеная посуда после чернения (другое название – томление). Томление предполагает проведение тепловой обработки изделия – в конце обжига в горн кладутся сосновые смолистые дрова, которые во время горения коптят, ненужная ветошь, трава. После чернения посуда получается черной, но лощеные узоры имеют красивый блеск с синим отливом (как у вороненой стали).
Полезно знать
Маленькие керамические изделия, выполненные с применением технологии лощения, можно сделать в любой печи. Бусы, шахматные фигуры, броши, мелкие коробочки положите в металлическую банку, тщательно проложите их ветошью. Затем закройте крышку и промажьте щели глиной, оставив для выхода газов маленькое отверстие. Банку установите так, чтобы она в печи с дровами не контактировала.