Методы глазурования керамики

Глазурование – самый популярный прием, используемый для декорирования керамических изделий. Под глазурью в данном случае подразумевается стекловидный тонкий слой, толщина которого составляет от 0.1 до 0.3 мм. Глазури для керамики – это порошкообразные смеси с оксидами и пигментами. Порошок перед применением разводят водой согласно техническим нормам.

Глазурирование керамики
Покрытие глазурями осуществляется после первого (то есть утильного) обжига. Глазурование увеличивает влагонепроницаемость изделий, повышает их прочность, стойкость к загрязнениям, химическим препаратам, улучшает внешний вид. Оно подходит для расписанных подглазурными красками и для не расписанных изделий.
Глазурь наносится на поверхности керамики кистью, окунанием, поливм и распылением.

Особенности глазурования

Глазурью покрывают поверхность керамического изделия полностью либо отдельные его части. Стандартный восстановительный процесс занимает около 6 часов. Керамические изделия из печи для обжига всегда вынимаются после полного остывания – в противном случае металлизация будет приостановлена.

Для изготовления глазурованных поливных смесей используются те же виды сырья, что для керамических масс – кремнезем, кварцевый песок, кварц, каолин, глина, шпат полевой. Для повышения показателей эластичности, вязкости, снижения рисков появления мелких трещинок в глазурь добавляется глинозем. Чтобы повысить термостойкость, придать поливной смеси блеск, в нее водятся борная кислота и бура. Прозрачность глазурей уменьшается за счет использования диоксидов циркония и титана.

Типы составов

С учетом степени растворимости основных компонентов, способа приготовления глазури смеси делятся на полуфриттованные, фриттованные и сырые.

Сырые – это сложные составы, которые в воде не растворяются, используются в основном для обработки изделий из фарфора. Они просты в приготовлении.

Фриттованные глазури получают из веществ, которые растворяются в воде частично либо полностью. Их предварительно плавят в печах, потом охлаждают водой, сушат и измельчают. Те фриттованные глазури, которые были соединены с мелом, шпатом полевым, глиной, каолином, называются полуфриттованными.

Способы нанесения

Перед нанесением глазури изделия нужно тщательно обжечь на утиль и очистить от пыли. Максимальная толщина глазури составляет 2-3 мм. Те составы, которые используются для декорирования, должны подходить по температуре и ТКР к основной керамической массе . Оптимальная плотность состава для набрызга, пульверизации и определяется исходя из вязкости.
Глазурование керамики окунанием

Рассмотрим особенности каждого способа глазурования:

  • Пульверизация – обожженное изделие устанавливается в камеру, оснащенной вытяжкой на турнетку. В пульфон набирается глазурный шликер, затем с помощью сжатого воздуха, который поступает от компрессора, вращается турнетка, и наносится ровный слой глазури. Действия следует выполнять сверху вниз по кругу. Операция повторяется от 3 до 5 раз, пока покрытие не станет идеально ровным. Каждый слой глазури подсушивается. Можно применять ручные и губные пульфоны.
  • Набрызг – на изделие, которое было предварительно обожжено в печи, кистью или щеточкой с иголкой наносится 3-5 слоев покрытия требуемого оттенка. Щеточка с глазурью вращается пальцами вокруг оси, щетинки ударяются об иглу, и глазурь распределяется по поверхности изделия. Первый слой делайте белым эмалевым, последующие обрабатывайте набрызгом.
  • Покрытие внутренних поверхностей производится в тех случаях, когда соответствующие работы необходимы для использования в быту либо для достижения декоративного эффекта. Изделие заполняется глазурью примерно на треть, затем наклоняется в сторону и быстро вращается в руках над специальной емкостью (в нее будут стекать излишки рабочей смеси). Нужно стараться как можно более равномерно захватить глазурью всю внутреннюю поверхность изделия, поскольку исправления в будущем вносить будет проблематично. Если глазурь затекла на внешнюю поверхность, просто аккуратно зачистите ее.
  • Окунание – обожженное изделие частично или полностью окунают в глазурь и держат до 15 секунд, после чего вынимают. В глазурный шликер погружение выполняется с помощью железных щипцов.
  • Полив – утильные изделия удерживают щипцами и ставят на подставки требуемого диаметра, высоты, которые устанавливаются в чистые пустые емкости. Сверху керамика поливается глазуровочным составом из ковша.
  • Тампонирование – первый слой наносится белой эмалью путем окунания, последующие — губками разных текстур и конфигураций. Губки окунают в густой шликер, после чего используют для обработки изделий. Сверху поверхность керамики слегка припыляется бесцветным глазурным составом с помощью пульфона. Это позволяет получать максимально ровные поверхности.
  • С помощью кисти – используются глазурный шликер, кисти с натуральным ворсом, в редких случаях нейлоновые. Флейцы и щетина применяются для создания эффектарных покрытий – полос, набрызгов, разводов. Сначала на кисть набирается шликер, затем он наносится на изделие в 1-5 слоев. Перед каждым последующим нанесением глазури предыдущий слой должен быть тщательно просушен. Слои наносятся по отношению друг к другу перпендикулярно, иначе покрытия получатся неровными.

Дефекты обжига

После обжига на глазурованных керамических поверхностях могут появляться дефекты. Например, глазурь после обжига становится полупрозрачной, или на поверхности образуется большое количества впадин или выпуклостей. Происходит это из-за низких температур обжига, если, конечно, подобные декоративные дефекты художники не создают специально.

Другой частый дефект – пузыри, которые образуются по причине того, что образовавшиеся в материале газы не успели выделиться, пока глазурь не расплавилась.
Толстый помол сырья для глазури приводит к появлению волнистости без блеска, тонкий становится причиной образования неровностей, похожих на морщинки.
Используйте только чистые глазури без примесей, следите за тем, чтобы на поверхность изделия посторонние вещества во время обжига не попадали.