Программа по обучению работе на гончарном круге
Одно занятие на гончарном круге длится 90 минут — 2 академических часа
Программа состоит из 18-ти блоков, каждый блок из 4-х занятий, она рассчитана на постепенное и детальное изучения гончарного мастерства.
- Первые четыре занятия – вводные. Ученики знакомятся с различными видами глины, способами ее замеса, а также с устройством гончарного круга и инструментами, необходимыми для работы. Преподаватель показывает принципы работы на гончарном круге и подробно останавливается на искусстве центровки глины на круге. В течение четырех занятий можно вытянуть подсвечник, конфетницу, пиалу.
- 5-8-е занятия – вытягивание стенок сосудов, расширение и сужение стенок сосудов. Изготовление стакана, конусообразной и расширяющейся кверху вазы.
- 9-12-е занятие — обтачивание донышка изделий, изготовленных ранее.
- 13-16-е занятия – изготовление чашек и кувшинов на гончарном круге. Показываются различные способы изготовления ручек.
- 17-20-е занятия — изготовление крышек. Предлагается вытянуть на круге горшочек с крышкой, банку для круп.
- 21-28-е занятия – декорирование гончарных изделий при помощи инструментов на круге, процарапывание (сграффито), использование печатей и дыроколов. Изготовление многогранной вазочки (возможно с крышкой), вазы с узором, вазы — фотофоры для эфирных масел.
- 29-32-е занятия – изготовление плоских изделий – блюдец и тарелок.
- 33-36-е занятие – изготовление масленки, тарелки для сыра или лимона.
- 37-44-е занятия – изготовление сложных изделий из нескольких частей. Вытягивание чайников на круге, различные виды носиков и ручек.
- 45-48-е занятия – изготовление сложных изделий из нескольких частей. Вытягивание на круге высокой вазы из нескольких частей, цветочного горшка.
- 49-52-е занятие – изготовление сложных изделий из нескольких частей. Вытягивание на круге вазы для фруктов, пиалы с ножкой.
- 53-56-е занятие — изготовление сложных изделий на гончарном круге. Вытягивание на круге подставок для яиц, бокалов с ножкой.
- 57-60-е занятия – изготовление сложных изделий на гончарном круге. Вытягивание на круге яиц, изделий овальной и грушевидной формы, колокольчиков.
- 61-64-е занятие — изготовление сложных изделий на гончарном круге. Вытягивание на круге игрушечных вазочек, чашечек, кувшинчиков.
- 65-68-е занятие — изготовление сложных изделий на гончарном круге. Вытягивание соковыжималки, светильника.
- 69-72-е занятие — изготовление сложных изделий с двойными стенками на гончарном круге. Вытягивание резной сахарницы с крышкой.
Программа курса «Лепка из глины (керамика)»
Каждая ступень: 4 занятия
Продолжительность 1 занятия: 1,5 часа (90 мин.)
Количество участников: 2-3 человека
Стоимость абонемента на 4 занятия: см. раздел «Цены» [1]
Первая ступень
Занятие № 1.
Изучение пластических свойств материала, применения разных фактур и их сочетания на глиняном пласте.
Задачи: знакомство с материалом, освоение нанесения фактуры, понятия контрастности фактур, соотношение масштаба объекта и размера фактуры. Объектом для творчества является глиняный пласт 20х20х1 см.
Занятие № 2.
Создание пустотелой формы по предварительным эскизам способом ручной лепки с нанесением на нее разлитых фактур.
Задачи: освоение технологии ручной лепки на примере создания объемной скульптуры по определенной теме. В течение занятия Вы научитесь собирать скульптуру из отдельных модулей и накладывать фактуры по форме скульптуры, добиваться того, что бы фактура подчеркивала пластику и раскрывала задуманный образ.
Занятия № 3
Техника лепки жгутом как альтернатива гончарному кругу.
Задачи: Создание утилитарных и декоративных предметов способом ручного формования в технике жгута.
Занятия № 4.
Техника кройки пласта, как один из основных приемов в технологии ручной лепки из глины. Создание рельефа в технике кройки пласта по предварительным эскизам.
Задачи: освоение прима кройки пласта и его деформации нужным образом Вы научитесь применять различные фактуры для раскрытия образа, поймете и освоите язык материала.
Вторая ступень
Занятие № 1.
Техника кройки пласта на примере создания круглой скульптуры.
Задачи: развитие и применение полученных навыков в этой области на примере создания трехмерных скульптур. Развитие чувства пропорций и взаимодействие объема с пространством.
Занятие № 2-3.
Сочетание ручной лепки и техники кройки пласта в круглой скульптуре.
Задачи: закрепление полученных навыков ручной лепки и кройки пласта, сочетание этих приемов в одной работе. Создание основания скульптуры путем ручной лепки и доработка в технике кройки пласта.
Занятие №4. Изучения способов и технологий работы с керамическими красителями, роспись кистью, фляндровка.