Рождение кувшина

Глина – это один из древнейших изученных человеком материалов. Один из самых распространенных и доступных. Один из самых поразительных, в конце концов.

Керамика разнообразна: это топорные, кое-как обожженные черепушки с кочевья первобытных людей – и в лист папируса толщиной лазоревый китайский фарфор, заурядный кирпич для кладки домов – и разукрашенный кафель, маленькая свистулька – и громадная скульптура. Много веков служат человеку творения из глины. Этим и объясняется совершенство их формы.

Годы просеивали внешний вид сквозь «сито» эстетичного опыта бесчисленных поколений гончаров, оставив наиболее искусное и восхитительное. И античная амфора, и простой кувшин для напитков восхищают своей элементарной, ясной, безукоризненной формой. Возраст керамики впечатляет. В музеях можно повстречать плошки и горшки периода неолита.

Толстостенная посуда вылеплена особенным средством «ленточной техники». Техника эта элементарна. Перемешанная с песком или дресвой (размельченным кварцитом) смоченная глина разглаживалась и помещалась лентой по спирали, создавая бока сосуда. Потом его стенки разглаживались ладонями, изделия высушивали и обжигали в кострище.
Этим отдаленным еще от специальности и промысла домашним производством посуды занимались, обычно, женщины.

Гончарная посуда возникла позднее, а гончарный круг появился в IX – X веках. Несложный вроде бы, станок, но возникновение этого древнего механизма в истории керамики равноценно гениальному открытию. Мгновение, когда в руках человека ожил, кружась, комок глины, представлял собой зарождение искусства.
Гончарный круг стал преддверием ремесла. С его появлением незамедлительно выросло качество изделий и продуктивность работы, обнаружилась неограниченная возможность преобразовать форму.

Что же представлял собой гончарный круг?
Вообразите себе небольшую скамью из довольно толстой доски с прорубом для оси, опирающуюся на две поперечные плахи. На выстроганную из крепкого дерева ось наглухо посажен круг из дерева диаметром 15-20 см. Для устойчивости между ним и доской на оси пристроена увесистая деревянная шайба. Мастер присаживается верхом на скамью, закручивает круг и приступает к формовке изделия. Единственный его инструмент – руки. Для вспомогательных действий – деревянная лопатка да сырая тряпочка. Таким гончарный круг был больше 1000 лет. Гораздо позднее появился ножной круг – с увесистым маховиком, который гончар, формуя творение, подталкивал ногой. Зато руки гончара оставались свободными и имели возможность создавать более замысловатые формы и даже наносить узоры.

В наше время, для запуска гончарного круга, надо нажать кнопку и запустить электромотор. Однако лишь этим и различается создание гончарного изделия от древнего занятия.
Крутится гончарный круг. Бьется, выскакивая из ладоней гончара, сырой комок глины. Это пока еще ни на что не похоже, просто земля. И вот сильно обжатый комок принимается расти, вытягивается в конус, опадает, заново тянется наверх, обращаясь в совершенный цилиндр.

Погруженные в эластичную массу пальцы мастера создают в цилиндре углубление, в которое соскальзывает рука рабочего. В это же время основа цилиндра, как будто дыша, принимается надуваться, принимая образ кувшина. У сосуда возникает, вытягиваясь, горло. Пара прикосновений гладкой щепочки делает основание и венчик. Гончар отключает мотор.

Все это занимает лишь несколько минут. Но зарождение формы зачаровывает так, что не успеваешь понять даже, как все сотворилось. И заурядный кувшин, к какому давно уже привык, внезапно представляется по-другому – произведением искусства.
Гончар берет проволочную жилу с деревянными ручками и обрезает кувшин с круга, как режут под корень боровик. Вслед за тем аккуратно, чтобы не испортить стенки, переставляет его на полку. Там кувшин высохнет, а позднее, когда наберется комплект, двинется на обжиг, в печь.
Процедура обжига – важнейшая в керамике. От температуры, от длительности обжига зависит добротность посуды. Чтоб продукт не вышел сырой, не перекалился и не деформировался, чтоб не было трещин, чтоб был звонок и давал в изломе цельный, без рубцов, гладкий чистый цвет, необходим огромный опыт, багаж знаний и требовательное следование многообразным правилам.